|
Карта Москвы 1662 г. Автор Joan Blaeu.
Joan Blaeu (1599-1673)
Joan Blaeu был самым старшим сыном Willem Janszoon
Blaeu (1571-1638) и вероятно родился в Alkmaar в провинции Noord-Holland в конце 16-го столетия. Он
был отвезен в Амстердам, где изучал закон в Университете Leiden перед вступлением в партнерство со
своим отцом в 1630-х.
Он становится главным картографом в Голландской
Компании в Восточную Индию с 1638, и с 1651 до 1672 он служит в Амстердаме в Городском Совете.
Он также инвестировал Голландские колониальные походы в Северной Америке.
Основным трудом Joan Blaeu был Theatrum Orbis Terrarum
(или Atlas Maior как он стал позже известен.) Атлас имел различный объем, в зависимости от языка.
Включая свыше 3000 текстовых страниц и приблизительно 600 карт, он являлся одним из наиболе дорогостоящих
книжных изданий в последующем 17-м столетии.
Данный план относится к одним из самых ранних. Он весьма
напоминает весьма схожий с ним план Феодора Борисовича. Как и другие планы времен Годунова и после него, он
примечателен тем, что выполнен в несколько непривычной для нас ориентации. С точки зрения современных картографов,
его следовало бы повернуть на 90 градусов против часовой стрелки.
Вокруг истории этого плана существуют разночтения. Н.М.Молева в книге
«Москвы ожившие придания» относит его к периоду между 1597 и 1599 годами, а первое издание датирует 1662 годом
(во втором томе «Космографии» Блавиана в Амстердаме). В книге «Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков»,
изданной под редакцией Т.Ф.Саваренской, его относят к началу 1600-х годов, и считают что впервые он был издан
Г.Гарритсом в 1613 году. Но это еще не все. На сайте фонда «Русская культурная инициатива» по поводу него приведена
следующая информация:
В середине 1663 году в Амстердаме (Second volume de Geographie Blaviane.
A Amsterdam, chez Iean Bleau. 1663) был вперые опубликован чертеж Москвы, относящийся к царствованию Михаила Федоровича,
известный под названием «Петрова», так как копия с него была обнаружена в первой половине XIX столетия в так называемом
Кабинете Петра Великого.
Наверху чертежа имеется надпись славянской вязью: «Црствающой град Москва
началной город всех Московских гдрства». Очевидные неправильности в надписи были допущены гравером-иностранцем. На левом
поле чертежа помещено на латинском языке объяснение, которое в переводе на русский язык гласит следующее: «Благосклонный
читатель! На этом чертеже ты видишь четверочастное деление или четыре укрепления стенами города Москвы, из которых внутреннее
называется КИТАЙ-ГОРОД и составляет самый город. С ним смежна крепость, или царев двор, огражденный стенами и называемый
КРЕМЛЬГРАД. Оба они обнесены каменною стеною без всякого другого материала. Окружающий их с востока, севера и запада город
называется ЦАРЬ-ГОРОД, царевым городом; он обнесен стеною из белого камня с присоединением земляного материала. Окружающий
эти части совне город называется СКОРОДУМ, имеет деревянную стену, без примеси земли; южная часть его, расположенная по ту
сторону Москвы-реки называется также СТРЕЛЕЦКАЯ СЛОБОДА, потому что те дома населяют солдаты и стража великого государя,
царя и великого князя и другие питомцы Марса».
«Петров чертеж» имеет сходство с более ранним Годуновским чертежом Москвы и
время его создания относится, судя по всему, к концу XVI - началу XVII столетий.
Москва начала XVII века отличалась редкой целостностью своей архитектуры и
объемно-пространственного решения. Это достигалось, во-первых, тем, что Кремль был виден с большинства застав и улиц города, и,
во-вторых, общностью архитектурного типа строений Кремля и остальной Москвы. Главная московская крепость располагалась в центре
Москвы на высоком Боровицком холме над Москвой-рекой, за которой расстилалась низина Замоскворечья. Все основные радиальные улицы
сходились к ее воротам. Поэтому перспективы московских улиц и до настоящего времени архитектурно замкнуты каким-либо строением
Кремля: воротной башней, столпом Ивана Великого или шатром Покрова, что на рву (храма Василия Блаженного). Во всем величии
панорама Кремля открывалась со Швивой горки, с подъема Пречистенки и из Замоскворечья. В целом, весьма выразительный ансамбль
Кремля архитектурно «держал» старую Москву. Одновременно, силуэты крепостных башен Кремля были поддержаны крепостными башнями
Китай-города, Царева (Белого) города и Скородома. По мере приближения от них к Кремлю число башен возрастало и высота их
увеличивалась. Определенную роль здесь играл и московский рельеф, который еще усиливал выразительность силуэтов города; так как
Спасские и Никольские ворота Кремля, а также Ильинские ворота Китай-города были построены на гребне Боровицкого холма; Тверские и
Сретенские ворота Царева (Белого) города - на высоких буграх становой Московской возвышенности. В свою очередь, вертикали
кремлевскиих соборов и колокольни Ивана Великого отражались в соборах и колокольнях московских монастырей, расположенных в
виде трех полуколец. Ближайшее к Кремлю северное полукольцо состояло из Алексеевского, Крестовоздвиженского, Никитского,
Георгиевского, Златоустовского и Ивановского монастырей. Они стояли недалеко друг от друга, в гуще городской застройки.
Их колокольни и соборы замыкали перспективу с соседних улиц и переулков. Вторая группа монастырей: Высоко-Петровский,
Рождественский, Сретенский и, позднее, Страстной, размещалась вдоль северной части стены Белого города (ныне Бульварного кольца).
При чем, Рождественский и Высоко-Петровский стояли друг против друга на высоких склонах речки Неглинной; Сретенский и более
поздний Страстной монастырь располагались на высоких буграх. Третье полукольцо монастырей защищало Москву с юга. Монастыри-сторожи
- Новодевичий, Ново-Спасский, Симонов, Андронников, Данилов, Донской были расположены вне города. Они были значительно больше
городских монастырей, стояли на примерно равных расстояниях друг от друга и от стены Скородома и ожерельем миниатюрных городков
окружали Москву и Кремль. Такова непосредственная пространственная связь Кремля с Москвой.
Патриарх Иов так говорит о зрелище, открывшемся перед Казы Гиреем в 1591 году с
Воробьевых гор: «Оттуду же узре окаянный царь красоту и величество всего царствующего града, и великие каменноградные стены,
и златом покровенные и пречюдно украшенные божественные церкви и царские великие досточудные двоекровные и трикровные палаты».
Панорама средневековой Москвы была сказочно красива.
Стены Китай-города тех времен были красные кирпичные. Они оставались такими вплоть
до правления царевны Софьи, которая велела их выбелить.
Земляной город называли также Скородомом - от лёгких, скорых построек. Стены его
образовывали круг неправильной формы, охватывавший тогдашнюю Москву, и отделявший её от подмосковных слобод и сёл. По свидетельству
одного из спутников германского посла Марка Воркоча, деревянные стены Скородома были очень толсты и имели множество башен, что
придавало городу величественный и красивый вид, а их окружость представлялась французу Марджерету во времена Лжедмитрия большей,
чем окружность стен Парижа.
Тогдашние скородомские москвичи жили общинами по слободам; там были например слободы:
Плотники, Кречетники, Трубники, Сторожи, Воротники, Пушкари, Грачи (название происходит от кусков свинца, которыми стреляли),
Толмачи, Яндовы (медная посуда), Бронники. Были там и общины национальные (в основном татарские), например Татарская слобода,
Балчуг, Таганка, Ордынка, Наливки (где жили в основном выходцы с запада).
За пределами Земляного города располагалось тогдашнее Подмосковье - села, ставшие
позже слободами - Напрудское, Елохово, Рубцово, Образцово и другие. Впоследствии они были обведены новым, более обширным
концентрическим кругом - Камер-коллежским валом.
|
|