|
|
  |
ел мой третий день в Чикаго,- вспоминает артист,- я мечтал только об
одном: раздобыть монетку, позвонить маме и попросить выслать мне денег на обратный билет. У меня была гитара, но каким бы
я ни был голодным, гитару я не продам. Тут меня на улице остановил человек и, глядя на гитару, спросил, умею ли я играть
блюз. И добавил, что если я ему спою, он мне купит выпивку. Вместо выпивки я попросил сэндвич. Он сказал: "Кормить я тебя
не стану, а налить - налью". На пустой живот бедолагу Гая так проняло, что он сыграл незнакомцу все песни, что знал, а
потом "и еще пару". Незнакомец решил, что не напрасно потратился на угощение, и отвел Бадди Гая в какой-то клуб, попросив
его владельца выпустить Гая на сцену. На сцене работал Отис Раш.
|
  |
Как Бадди Гай - пьяный и голодный - играл в тот вечер,
он сам не помнит. Однако после концерта у дверей клуба его ждал огромный "кадиллак". Другой авторитетного вида незнакомец
вручил ему пакет с бутербродами. Узнав, что благодетеля зовут Мадди Уотерз (блюзы которого Гай знал наизусть, но автора,
разумеется, никогда не видел). Гай высказал какую-то искреннюю куртуазность, вроде: "Если ты - Мадди Уотерз, то мне не
нужно еды, я более чем сыт и счастлив!" Мадди Уотерз так звезданул Гая по спине, что с того весь хмель слетел (а эти
оплеухи памятны многим блюзменам второго поколения), и сказал: "Я на эту фигню не куплюсь. Давай лопай!" Оказывается,
кто-то позвонил из клуба Мадди Уотерзу, сказал, что в город приехал новый парень, которого стоит послушать.
|
акие уж были дни в Чикаго: повсюду шли "гитарные дуэли", всем было интересно
новое, и мнения авторитетов, вроде Уилли Диксона (Willie Dixon) или Мадди Уотерза, ждали все. И Мадди, конечно, не
поленился, приехал. И знал, что новичку с Юга в Чикаго первым делом понадобятся бутерброды. Мадди Уотерз устроил Гая на
ночлег, а затем обеспечил работой в качестве акомпанирующего музыканта в студии фирмы "Chess". В следующем году Гай уже
записал на фирме "Artistic" два сингла. Но главное - он встретил братьев по блюзу: "После того, как я увидел этих ребят на
концерте, я сказал себе: забудь что знал. Как они играли! Я смотрел на Гитар Слима, какие он устраивал шоу! Но что его игра
была в сравнении с игрой Отиса Раша (Otis Rush), Мэджика Сэма (Magic Sam) или Эрла Хукера (Earl Hooker). Слушая их, я
понял, что надо учиться заново. Они усаживались в кресло и играли на гитаре так, как нужно играть. Тогда многие играли
сидя. И многие слушали блюз. Мало кто танцевал, а в местах вроде "Клуба 708" вообще не было танцевальной площадки.
Там всегда была полиция. И ты просто садишься и слушаешь, кто бы там ни играл. Сорок минут играешь, двадцать отдыхаешь -
это было требование профсоюза. Но по-настоящему начинаешь врубаться в Отиса или Мадди, когда они уходят на перерыв. И
торопил время: быстрее, двадцать минут, проходите, чтобы я смог увидеть Мадди. В то время мы все были гораздо ближе между
собой, чем теперь. Я не мог пойти спать, если в ту ночь где-то играл Отис. Единственное, из-за чего я мог пропустить его
выступление, или Мадди, или Эрла Хукера - когда сам работал концерт. И наоборот, во время моего выступления я видел в зале
Мэджика Сэма, Фредди Кинга (Freddy King) или Отиса. Мы просто ходили друг за другом. Благодаря этому я научился большему,
чем знал! Теперь молодые ходят на концерты, думая, что все уже знают. А я бы советовал слушать повнимательней. Мне очень
помогло то, что я был хорошим слушателем.
|
тоит Бадди Гаю начать говорить о тех временах, как он уже не может
остановиться, вспоминая молодость: "Я отправлялся по городу в надежде найти, где играют Мадди, Вулф (Howlin' Wolf) или
Уолтер (Little Walter). И часто не мог до них дойти, потому что в каждом третьем доме был кабак, в котором играла группа
из трех человек, и они так здорово звучали, что я останавливался послушать. Джаз, блвоз, что угодно. В то время вход был
бесплатным. Кондиционеров в таких барах не было, и летом двери были нараспашку: слышно было издалека. Хороших гитаристов
было очень много. Большинство этих ребят так и не стали знаменитыми. Одни запили, другие женились. А содержать семью,
зарабатывая полтора доллара за вечер... Года три я не замечал выходных, потому что бары работали ночь напролет и всегда
были полны. А по воскресеньям днем у нас были гитарные "сражения". Их устраивали во многих клубах, с бутылкой виски в
качестве приза. Но кто бы ни выигрывал, ему самому редко доставалось больше глотка, потому что тут вокруг сидели твои
друзья, они за тебя болели... , Я, Отис Раш, Мэджик Сэм, Эрл Хукер, Лютер Эллисон (Luther Allison) - мы все "сражались".
Но время от времени подходили Мадди или другие. И тогда "джем" заканчивался - все слушали учителя. После этих ребят я уже
вовсе не хотел открывать рот. Даже когда они говорили, их речь звучала словно пение". Домом чикагского блюза была в ту пору
фирма "Chess Records", созданная для увеселения черной чикагской рабочей силы братьями Чесс, детьми еврейских эмигрантов из
Словакии и Польши.
|